• Буддийские статуи
  • Искусство изготовления и росписи буддийских статуй.

    На протяжении многих столетий тибетские скульпторы при выборе исходного материала отдавали предпочтение металлу (бронза, медь, латунь). Статуи отливались также из множества разнообразных сплавов. Искусство и ремесло считаются одной из пяти дисциплин тибетского образования, наряду с медициной, грамматикой, логикой и философией. Широкое распространение получило весьма уважаемое искусство изготовления религиозных статуй, предназначенных для медитативной практики. Создание статуи также приносит художнику большую заслугу (позитивные впечатления в уме), вот почему знания и навыки, необходимые для литья из металла, непрерывно передавались художниками из поколения в поколение. Это способствовало сохранению чрезвычайной художественной ценности этого мастерства на протяжении столетий вплоть до настоящего времени.
     
    В Махакаруна-Пундарика-Сутре описано множество благоприятных условий, возникающих как следствие создания образов Будд: долгая жизнь, заслуга и богатство, здоровье, харизма и покой ума. К таким же результатам приводит уважительное отношение к образам Будд и Будда-аспектов.
     
    Корни тибетского искусства изготовления статуй восходят к индийским техникам, основанным на описаниях внешнего облика Будды. Эти техники содержатся в поучениях по буддийской иконографии и медитации (санск. садханах). Два самых известных собрания садхана были созданы индийским Абхайакарагупта в 11 в.
     
    То, что следует после сложного процесса литья, важно для общего художественного воплощения статуи. Это шлифовка песком, полировка, гравировка, раскрашивание и наполнение статуи драгоценными камнями, металлами, лекарственными растениями и реликвиями. Многие статуи впоследствии покрывают позолотой.
     
    Последний шаг в процессе изготовления статуи - это раскраска лица. Сначала на лицо статуи кладется слой грунтовки, и затем оно окрашивается в несколько слоев. Когда статуя уже полностью расписана, приходит время "открыть ей глаза". Мастер делает это сам в день полнолуния или новолуния. Чтобы статуя обладала высоким качеством и "выглядела как живая", все стадии изготовления должны быть проведены настоящими художниками.
     
     
    © Российская Ассоциация буддистов школы Карма Кагью 2009

     

    Ваджрадака

    Черный Плащ
    (Махакала)

    Ступа